Рассмотрим типичные проблемы, не связанные с качеством масел, но относящиеся к ним.
Нарушение рекомендаций по хранению
При открытом хранении бочки с маслами склонны к температурным колебаниям, которые вызывают соответствующие изменения внутреннего давления. В результате тара уплотняется, дышит, что создает условия для втягивания внутрь влаги. Такая возможность растет, если бочка стоит пробкой вверх и верхняя часть бочки удерживает дождевую влагу. Попадание влаги в масло может вызвать повышение коррозионной агрессивности и, как результат, сокращение ресурса в применяемом узле агрегата. Находящаяся на бочке вода может также смыть этикетку. Отсутствие этикетки-идентификатора приводит к тому, что в двигатель вместо моторного масла заливают гидравлическое или трансмиссионное. Во всяком случае, бочки должны стоять не на земле, а на стеллажах/полках или поддонах на расстоянии от грунтовой влаги.При длительном хранении емкости регулярно осматривают с целью выявления коррозии, течения в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки. Особое внимание обращают на хранение малых емкостей со смазочными материалами (бочки и ведра). Они не предназначены для хранения в суровых погодных условиях. При вынужденном открытом хранении их размещают на стеллажах под навесом или защищают от дождя брезентом, одновременно обеспечив хорошую циркуляцию воздуха.
Отдельно скажем о случаях открытых краж, когда вместо качественного масла в двигатель, коробку передач, мост заливают отработку или масло неподходящей спецификации. Анализ таких веществ в лаборатории после выхода из строя двигателя или другого узла свидетельствует о не характерных для задекларированного фирменного масла присадках и критическом износе деталей.
Случаи неграмотности персонала
На приборной панели трактора или комбайна загорается лампочка проверки состояния системы охлаждения из-за выхода из строя насоса или пробитого радиатора. По незнанию персоналом функций этой лампочки машина продолжает работать, пока двигатель не перегреется и заклинит. Поэтому на эти важные детали управления техникой персонала следует обращать особое внимание.Часто приходится сталкиваться с низкой технической культурой персонала. Так, с частью загрязнений, попадающих в масло, двигатель не может справиться, и эти загрязнители причиняют ему такой же вред, как и использование некачественных материалов. Моторное масло загрязняется механическими примесями: пыль, содержащаяся в воздухе при уборке урожая; высокое содержание кремния, циркулирующего в системе смазки, вызывает абразивный износ двигателя. Регулярная замена воздушного фильтра и проверка состояния воздушных патрубков (отсутствие подсоса) помогут продлить срок службы двигателя.
Нередки случаи хранения открытых емкостей со смазочными маслами на складах и в ангарах, в результате чего происходит их загрязнение пылью, грязью, отработанными продуктами, расположенными рядом. Часто для раздачи бочкового масла используется один насос для всех бочек. Поскольку промывкой и очисткой насоса при перемещении его из одной бочки в другую мало кто занимается, происходит смешение моторных масел с трансмиссионными или гидравлическими. В результате, например, в двигатель попадает не 100%-ное моторное масло, а смесь из нескольких продуктов.
Дополнительные присадки, так любящие добавлять аграрии в масла, – это тоже загрязнение. Они способны разрушить баланс свойств масла и повлиять на его характеристики. Предотвращение добавления вспомогательных присадок к маслам –рекомендации от всех производителей. Все современные масла содержат композицию присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.).
Добавление даже лучшего компонента неизбежно нарушает баланс. В результате любой показатель может быть улучшен, но другие при этом почти наверняка пострадают. В конце концов, эффект будет в лучшем случае нулевым. Несмотря на разнообразие препаратов на рынке, начиная от первых «загустителей масел» до противоизносных кондиционеров, дисульфида молибдена и т.д. не известны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе масла (ведь их рекомендуют добавлять в любые масла!) и засвидетельствовал ощутимый положительный эффект. Нет нужды добавлять что-нибудь в масла, которые уже и так эффективно работают.
Завышенные сроки замены масел
Все производители сельхозтехники имеют поправки к сроку замены масел с учетом качества применяемого дизтоплива по содержанию серы. Образующиеся при сгорании высокосерного топлива кислоты могут вызвать коррозию вкладышей, а также привести к образованию смолистых и лаковых отложений на высоконагретых металлических поверхностях деталей двигателя.Несгоревшее топливо разбавляет масло в картере и снижает его вязкость, что может привести к появлению заусениц гильз цилиндров, образованию лаковых отложений на поршне, снижению срока службы вкладышей и повышенному расходу масла. Только лабораторный анализ масла в конкретных условиях эксплуатации позволяет определить реальные сроки его замены и состояние техники.
Универсальные продукты
Производители масел для сельхозтехники пытаются разработать универсальные продукты, подходящие для использования во всех тракторах и комбайнах с бензиновыми и дизельными двигателями. Такая универсальность оправдана при эксплуатации устаревшего парка техники с не очень высокими требованиями к эксплуатационным свойствам масла. В таких случаях чаще используется минеральное масло с традиционным классом вязкости 15W-40. Для новых тракторов и комбайнов может потребоваться использование масел с более высокими спецификациями, а также масел Low-SAPS. Low-SAPS – это малозольные, экологические масла, имеющие пониженный уровень «сульфатной золы, фосфора и серы».Эти масла разработаны для последних моделей двигателей, оборудованных системами очистки выхлопных газов, такими как DPF (дизельные фильтры – уловители частиц) и катализаторы определенных типов, на эксплуатационные характеристики которых могут влиять компоненты смазочных материалов, попадающих в выхлопные газы при сгорании. Кроме того, малозольная рецептура масла снижает блокировку фильтра, что помогает поддерживать расход топлива на постоянном уровне, без увеличения потребления из-за повышения обратного давления в выпускной системе при его постепенной блокировке. Производители двигателей и сельскохозяйственной техники в своих спецификациях, касающихся масел с рецептурой Low-SAPS, все до единого требуют такого же или даже более высокого уровня защиты двигателя от износа и образования отложений, чем обычные масла, и обычно более высокого уровня устойчивости к окислению и высоким температурам. Это означает, что масла Low-SAPS обеспечивают улучшенную защиту двигателя, а часто даже расширяют интервалы их замены. Ошибочное использование масел предыдущего поколения в такой технике (залили, что было на складе) снизит наработку до капремонта и повредит катализаторам и сажевым фильтрам.