механизация
ГСМ

Выбор масла для сельскохозяйственной техники

Современная дорогая сельскохозяйственная техника требует качественных горюче-смазочных материалов. Без использования надежных сертифицированных и проверенных масел и присадок дизтоплива невозможно обеспечить длительную работу полевых агрегатов. Сегодня на отечественном рынке представлено немало предложений разных брендов, однако отдельные дистрибьюторы продают клиентам масла, не всегда отвечающие жестким стандартам технических требований тракторов и комбайнов. Поэтому вопрос правильного выбора сертифицированных смазочных материалов очень важен для долговечного и продуктивного использования парка техники в агрохолдингах и фермерских хозяйствах.
Рассмотрим типичные проблемы, не связанные с качеством масел, но относящиеся к ним.

Нарушение рекомендаций по хранению

При открытом хранении бочки с маслами склонны к температурным колебаниям, которые вызывают соответствующие изменения внутреннего давления. В результате тара уплотняется, дышит, что создает условия для втягивания внутрь влаги. Такая возможность растет, если бочка стоит пробкой вверх и верхняя часть бочки удерживает дождевую влагу. Попадание влаги в масло может вызвать повышение коррозионной агрессивности и, как результат, сокращение ресурса в применяемом узле агрегата. Находящаяся на бочке вода может также смыть этикетку. Отсутствие этикетки-идентификатора приводит к тому, что в двигатель вместо моторного масла заливают гидравлическое или трансмиссионное. Во всяком случае, бочки должны стоять не на земле, а на стеллажах/полках или поддонах на расстоянии от грунтовой влаги.
При длительном хранении емкости регулярно осматривают с целью выявления коррозии, течения в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки. Особое внимание обращают на хранение малых емкостей со смазочными материалами (бочки и ведра). Они не предназначены для хранения в суровых погодных условиях. При вынужденном открытом хранении их размещают на стеллажах под навесом или защищают от дождя брезентом, одновременно обеспечив хорошую циркуляцию воздуха.
Отдельно скажем о случаях открытых краж, когда вместо качественного масла в двигатель, коробку передач, мост заливают отработку или масло неподходящей спецификации. Анализ таких веществ в лаборатории после выхода из строя двигателя или другого узла свидетельствует о не характерных для задекларированного фирменного масла присадках и критическом износе деталей.

Случаи неграмотности персонала

На приборной панели трактора или комбайна загорается лампочка проверки состояния системы охлаждения из-за выхода из строя насоса или пробитого радиатора. По незнанию персоналом функций этой лампочки машина продолжает работать, пока двигатель не перегреется и заклинит. Поэтому на эти важные детали управления техникой персонала следует обращать особое внимание.
Часто приходится сталкиваться с низкой технической культурой персонала. Так, с частью загрязнений, попадающих в масло, двигатель не может справиться, и эти загрязнители причиняют ему такой же вред, как и использование некачественных материалов. Моторное масло загрязняется механическими примесями: пыль, содержащаяся в воздухе при уборке урожая; высокое содержание кремния, циркулирующего в системе смазки, вызывает абразивный износ двигателя. Регулярная замена воздушного фильтра и проверка состояния воздушных патрубков (отсутствие подсоса) помогут продлить срок службы двигателя.
Нередки случаи хранения открытых емкостей со смазочными маслами на складах и в ангарах, в результате чего происходит их загрязнение пылью, грязью, отработанными продуктами, расположенными рядом. Часто для раздачи бочкового масла используется один насос для всех бочек. Поскольку промывкой и очисткой насоса при перемещении его из одной бочки в другую мало кто занимается, происходит смешение моторных масел с трансмиссионными или гидравлическими. В результате, например, в двигатель попадает не 100%-ное моторное масло, а смесь из нескольких продуктов.
Дополнительные присадки, так любящие добавлять аграрии в масла, – это тоже загрязнение. Они способны разрушить баланс свойств масла и повлиять на его характеристики. Предотвращение добавления вспомогательных присадок к маслам –рекомендации от всех производителей. Все современные масла содержат композицию присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.).
Добавление даже лучшего компонента неизбежно нарушает баланс. В результате любой показатель может быть улучшен, но другие при этом почти наверняка пострадают. В конце концов, эффект будет в лучшем случае нулевым. Несмотря на разнообразие препаратов на рынке, начиная от первых «загустителей масел» до противоизносных кондиционеров, дисульфида молибдена и т.д. не известны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе масла (ведь их рекомендуют добавлять в любые масла!) и засвидетельствовал ощутимый положительный эффект. Нет нужды добавлять что-нибудь в масла, которые уже и так эффективно работают.

Завышенные сроки замены масел

Все производители сельхозтехники имеют поправки к сроку замены масел с учетом качества применяемого дизтоплива по содержанию серы. Образующиеся при сгорании высокосерного топлива кислоты могут вызвать коррозию вкладышей, а также привести к образованию смолистых и лаковых отложений на высоконагретых металлических поверхностях деталей двигателя.
Несгоревшее топливо разбавляет масло в картере и снижает его вязкость, что может привести к появлению заусениц гильз цилиндров, образованию лаковых отложений на поршне, снижению срока службы вкладышей и повышенному расходу масла. Только лабораторный анализ масла в конкретных условиях эксплуатации позволяет определить реальные сроки его замены и состояние техники.

Универсальные продукты

Производители масел для сельхозтехники пытаются разработать универсальные продукты, подходящие для использования во всех тракторах и комбайнах с бензиновыми и дизельными двигателями. Такая универсальность оправдана при эксплуатации устаревшего парка техники с не очень высокими требованиями к эксплуатационным свойствам масла. В таких случаях чаще используется минеральное масло с традиционным классом вязкости 15W-40. Для новых тракторов и комбайнов может потребоваться использование масел с более высокими спецификациями, а также масел Low-SAPS. Low-SAPS – это малозольные, экологические масла, имеющие пониженный уровень «сульфатной золы, фосфора и серы».
Эти масла разработаны для последних моделей двигателей, оборудованных системами очистки выхлопных газов, такими как DPF (дизельные фильтры – уловители частиц) и катализаторы определенных типов, на эксплуатационные характеристики которых могут влиять компоненты смазочных материалов, попадающих в выхлопные газы при сгорании. Кроме того, малозольная рецептура масла снижает блокировку фильтра, что помогает поддерживать расход топлива на постоянном уровне, без увеличения потребления из-за повышения обратного давления в выпускной системе при его постепенной блокировке. Производители двигателей и сельскохозяйственной техники в своих спецификациях, касающихся масел с рецептурой Low-SAPS, все до единого требуют такого же или даже более высокого уровня защиты двигателя от износа и образования отложений, чем обычные масла, и обычно более высокого уровня устойчивости к окислению и высоким температурам. Это означает, что масла Low-SAPS обеспечивают улучшенную защиту двигателя, а часто даже расширяют интервалы их замены. Ошибочное использование масел предыдущего поколения в такой технике (залили, что было на складе) снизит наработку до капремонта и повредит катализаторам и сажевым фильтрам.