
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «О стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035г.» при разработке которого учтены Указы №176, №203, №208, Президента РФ В.В. Путина:
- Стратегической целью развития минерально-сырьевой базы является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
- Достижение указанной стратегической цели осуществляется на основе наращивания минерально-сырьевой базы за счет увеличения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ всех стадий, роста качества прогнозирования и поисков новых месторождений, а также повышения эффективности освоения известных, в том числе неразрабатываемых, месторождений путем внедрения современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых.
- проведению геолого-экономической оценки запасов месторождений полезных ископаемых
- развитию высоколиквидной минерально-сырьевой базы
- повышению инвестиционной привлекательности,
- повышению эффективности освоения и применяемых технологий
- росту качества прогнозирования,
- обеспечению рационального недропользования
- обеспечению устойчивого притока внебюджетных инвестиций в т.ч. в геолого-разведочные работы
- качественному улучшению системы информационного обеспечения недропользования, мониторинга и контроля развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации
- внедрению передовых технологий геолого-разведочных работ
- вовлечению в освоение отходов горнопромышленного производства
- внедрению современных методов анализа и интерпретации накопленной геолого-геофизической и геохимической информации для решения задач прогнозирования
- разработке и внедрению современных геолого-экономических методик ускоренной переоценки запасов полезных ископаемых на основе рыночных требований
- трансферту зарубежных технологий в области прогнозирования, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, их внедрению в практику отечественной геолого-разведочной отрасли
- разработке и совершенствованию технологий рентабельной добычи и переработки низкокачественных руд остродефицитного и высоколиквидного минерального сырья.
Основное понятие:
- Геолого-экономический аудит — негосударственная независимая геолого-экономическая проверка, включающая процедуру нормативно-правового соответствия (проверку соответствия деятельности пользователей недрами, связанной с геологическим изучением, использованием и охраной недр, условиям лицензий на право пользования недрами, законодательным и нормативным требованиям в сфере недропользования) технологических и технических решений влияющих на экономическую эффективность рекомендаций по повышению финансовых результатов использования участков недр в хозяйственном обороте. Также к геолого-экономическому аудиту относится проверка достоверности технической отчетности предприятия и соответствия его производственной деятельности нормативным правовым актам и техническим требованиям.
Геолого-экономический аудит проводится по инициативе:
- недропользователя в целях проверки соблюдения им требований и выработки соответствующих корректирующих мер, повышающих эффективность использования недр, при раскрытии информации перед акционерами и повышению доверия со стороны инвесторов, при расчете капитализации и т.д.;
- потенциального пользователя недр с целью выбора оптимального объекта недропользования, выставленного на конкурс или аукцион;
- органов исполнительной власти, финансовых, кредитных и других заинтересованных органов по согласованию с недропользователем
- органов государственного контроля в сфере недропользования.
Почему государство не может выступать в качестве аудитора?
Отдельного внимания требует независимость аудитора - требование, согласно которому аудитор не является сотрудником государственного учреждения и не подчиняется контрольно-ревизионным органам, не состоит в какой-либо связи с проверяемой организацией. Аудитор строго соблюдает федеральные стандарты, а также стандарты организации аудиторов, не имея с проверяемыми предприятиями никаких имущественных или личных интересов. Сам принцип независимости в аудите ставится во главу, на уровне установления сущности аудита.Нередко возникает вопрос касательно возложения аудиторских функций на государственные органы, поэтому разберем ниже, почему данный подход не жизнеспособен и не прижился в международной практике:
- Вопрос независимости и конфликта интересов. Государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом и поскольку их порядок создания подразумевает степень зависимости от государственных органов законодательной власти при создании. Определенная доля зависимости существует и при последующем функционировании государственных контрольных органов в части обеспечения интересов законодательных (представительных) органов, и, как следствие, интересов общества в целом. Также государство имеет множество связей с проверяемой организацией, которые так или иначе влияют на оценку. Необходимо учитывать и тот факт, что отечественная система была сформирована в плановой централизованной экономике и поэтому ориентирована на инвентаризацию запасов. Государство, на сегодняшний день, преследует цель поставить на баланс как можно больше запасов, невзирая на экономическую целесообразность их извлечения на текущий момент в условиях постоянно меняющегося рынка. Порой доходит до того, что количество экономически целесообразных ресурсов, из поставленных государством на баланс запасов, достигает всего 30 процентов, что в свою очередь, сильно искажает реальное количество приносящих доход запасов, находящихся на балансе государства. И это только один из примеров влияния заинтересованности государства, и как следствие государственных органов на оценку запасов.
- Вопрос ответственности и конкурентности. При выполнении государственного геолого-экономического аудита не может быть никакой ответственности, кроме административной или уголовной, при этом конкуренция отсутствует как таковая. В случае ошибки при государственном аудите риски в виде возмещения ущерба или переделывания работы ложатся на государственный бюджет. В свою очередь, аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность по проведению геолого-экономического аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг - не могут состоять на службе в государственных органах, за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью, а также не допускать любых факторов, ставящих под сомнение его независимость и незаинтересованность в оценке. Между аудиторскими компаниями и экспертами, работающими в них, существует здоровая конкуренция и ответственность за выполненные работы перед экспертным сообществом и регулятором в форме рейтинга, оценивающего компетентность, а также применяемых мер, в виде штрафов с исправлением выполненной работы или дисквалификации из рейтинга аудиторов компании/лиц, принимавших участие при проведенной оценке с выявленными нарушениями. Деятельность аудиторов, как и любая предпринимательская деятельность, подлежит обязательному страхованию.
- Вопрос унификации, стандартизации и взаимопризнания на международном уровне. Государственная система аудита обязана уживаться с остальными нормативными документами, из-за чего у каждой страны будет своя собственная система (или даже несколько дублирующих друг друга систем), в рамках исторически сложившихся прецендентов в нормотворческом процессе. Следовательно, привести страны Мира к единой системе регулирования с одинаковыми правилами – невозможно. В случае навязывания унификации это будет воспринято как не что иное, как угроза суверенитету каждого из государств. В то время как некоммерческие организации, следящие за соблюдением Кодекса Этики и осуществляющие регуляторные функции могут успешно приводить международное взаимодействие к единому унифицированному формату и, благодаря этому, понимая и говоря между собой на одном языке, способствуют возникновению взаимодоверия, взаимопонимания и взаимопризнания.
- Вопрос целесообразности введения государственного аудита. Единственное присутствие государства в качестве аудитора было осуществлено путем создания контрольных государственных органов Федеральным Собранием РФ посредством Счетной палаты, с целью обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) за использование государственных бюджетных средств всех уровней власти. В задачи Счетной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации. В данном случае целесообразно было отдать функцию аудита государству, и эта практика является международной (Лимская декларация руководящих принципов контроля). В случае когда геолого-экономический аудит будет осуществляться государством, это приведет к целому ряду негативных последствий для государства и недропользователей: 1) огромные затраты со стороны государственного бюджета и необходимость в расширении штата госслужащих 2) компании снова будут вынуждены заказывать аудит у иностранных аудиторов, действующих в рамках международно-признанных стандартов 3) российский стандарт, уже получивший признание (Кодекс НАЭН) не будет развиваться, а вместе с ним не будет развиваться российская система аудита 4) из-за заказа аудита у иностранных аудиторов, останутся прежние вытекающие из этого проблемы: утечка секретной информации, диктатура правил другими странами, занижение экономически целесообразных запасов и как следствие капитализации компаний и т.д.
Отличия отечественной системы подсчета запасов от международной.
Пока отечественная система ориентирована на инвентаризацию и документированию максимального количества запасов, независимо от сложности и возможности их извлечения, международная система исходит из нужд рынка и построена на принципах обеспечения инвестиционной прозрачности и стандартизации отчетности горных компаний о минеральных активах перед инвесторами для определения последними экономической целесообразности эксплуатации месторождений.Отличия систем выразились в разных подходах к классификации запасов полезных ископаемых. Поэтому отечественным компаниям, выходящим на международные рынки, требуется перевод количественной оценки запасов, выполненный по отечественным правилам, в количественную оценку запасов включающую экономическую целесообразность, выполненную по международным стандартам, и проверка правильности данного перевода признанными на международных биржах инжиниринговыми аудиторскими фирмами, работающими в сфере геолого-экономического аудита.
Таким образом, под геолого-экономическим аудитом или аудитом запасов понимается проверка достоверности данных технических и других отчетов компаний о величине ресурсов и запасов полезных ископаемых. Он заключается в проверке достоверности (diu diligence) количественной оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых. Данная проверка является обязательной процедурой перед совершением любых крупных сделок с горными компаниями, листингом, определением капитализации и в других случаях.
Российские компании, заказывающие геолого-экономический аудит по международным стандартам, ожидают, что после его проведения их капитализация серьезно возрастет в связи с появившейся стоимостной оценкой располагающейся в недрах части имущества, признаваемой международными финансовыми институтами. После проведения геолого-экономического аудита данные о ресурсах и резервах используются компаниями для отчетности перед акционерами, планирования деятельности и осуществления операций с ценными бумагами и операциями на биржах.
Геолого-экономический аудит в России на сегодняшний день
В России официально процедура геолого-экономического аудита не проводится. В связи с отсутствием полноценной системы геологического аудита с международным признанием российские компании, выходящие на международные рынки, были вынуждены обращаться к признанным на финансовых рынках западным аудиторским фирмам для проведения аудита минерально-сырьевых ресурсов.Однако сейчас в России существуют все необходимые звенья для создания самодостаточной российской системы геолого-экономического аудита:
- российские стандарты - Кодекс НАЭН (по твердым полезным ископаемым) и «Системы управления углеводородными ресурсами» на основе международно-принятой PRMS(по углеводородам);
- российские некоммерческие организации в лице АООН «НАЭН» и НТО НГ им. Губкина;
- российские компании, выполняющие геолого-экономический аудит на соответствующем международному уровне – IMC Montan, ЭГЭЭР;
- российские профильные ВУЗы;
- российские страховые компании, готовые страховать профессиональную ответственность геолого-экономических аудиторов.
- платят за аудит американским организациям, пополняя их казну и развивая экономику Америки;
- укрепляют зависимость России от оценки других стран;
- передают секретные особо ценные разведданные, получаемые в ходе аудита в неконтролируемое пользование в т.ч. недружественных стран;
- уничтожают российские ассоциации и профессиональные сообщества экспертов отсутствием поддержки;
- оставляют российскую систему аудита в состоянии зародыша;
- позволяют иностранным аудиторам занижать капитализацию всех российских компаний и активы государства в целом;
- повышают собственные и государственные затраты из-за сохранения и поддержания системы с дублированием аудитов;
- и т.д.
- формирования бизнес-планов
- проведения международного аудита по требованиям банков и бирж
- госэкспертизы запасов для согласования проектной документации в Государственной комиссии по запасам
- при обосновании налоговых льгот с Минфином и Минэнерго.
Существующие российские стандарты для проведения геолого-экономического аудита:
по твердым полезным ископаемым – Кодекс «НАЭН»
Единственным международно-признанным российским национальным стандартом, в соответствии с которым может проводится аудит ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых, для применения на территории России и в Мире, является Кодекс НАЭН (признанный CRIRSCO и ГКЗ РФ).Кодекс был разработан АООН «НАЭН» - некоммерческой организацией, выступающей в роли международно-признанной «Национальной организацией по отчетности» (National Reporting Organisation, далее NRO) от России - отвечающей за разработку кодексов, стандартов и руководств по отчетности о твердых полезных ископаемых; Основной целью АООН «НАЭН» является формирование сообщества профессиональных участников экспертной деятельности для обобщения передового опыта и распространения знаний и инноваций в области геологического изучения и экспертизы недропользования, а также способствование развитию российской системы геолого-экономического аудита, в том числе посредством развития и внедрения национального суверенного международно-признанного Кодекса НАЭН. Необходимо отметить, что согласно международным правилам, от каждой страны может быть утверждена только одна NRO входящая в состав CRIRSCO.
Ключевые моменты в выборе международной системы CRIRSCO, в качестве основополагающей, при разработке Кодекса НАЭН:
- CRIRSCO не присваивает профессиональные квалификации и не ведет реестр компетентных лиц/экспертов. Эти вопросы относятся к компетенции каждой NRO и/или входящих в нее RPO.
- Орган управления состоит из Членов CRIRSCO, которые в свою очередь выдвигаются NRO каждой из стран (не более 2х членов от каждой страны)
- Кодекс каждой из стран утверждается на языке страны, для исключения двойной трактовки, а также для гармонизации с внутренними нормативными документами каждой из стран.
- Задача CRIRSCO поощрять дальнейшее развитие международного признания Компетентных лиц/Экспертов.
- CRIRSCO остается вне политической плоскости и сосредоточена исключительно на взаимодействии в профессиональном поле в рамках «международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых».
- Членство РФ позволило максимально гармонизировать не только стандарты российской аудиторской отчетности с международными, но и классификацию ГКЗ, путем создания Кодекса НАЭН.
- Прозрачность требует, чтобы технический отчет содержал достаточную информацию, ясную и однозначно понимаемую, чтобы пользователь смог понять отчет и не был введен в заблуждение.
- Материальность требует, чтобы технический отчет содержал всю необходимую информацию, а инвесторы могли бы найти в отчете все данные, чтобы принять аргументированное и взвешенное суждение о ресурсах и запасах полезных ископаемых.
- Компетентность требует, чтобы технический отчет был основан на работе, ответственность за которую несет достаточно квалифицированное и опытное лицо, связанное профессиональным этическим кодексом.
- странами: Бразилия, Индия, Турция, Колумбия, Австралия (Австралазия), США, Канада, Объединенная Европа, Бразилия, Чили, ЮАР, Россия, Казахстан, Монголия, Индонезия. В ближайшее время список пополнится такими странами как Китай, Филиппины и Кыргызстан.
- организациями (в т.ч. через взаимное признание CRIRSCO): European Federation of Geologists (EFG); Geological Society of London; Institute of Materials, Minerals, and Mining; Institute of Geologists of Ireland; Fennoscandian Association for Metals and Minerals Professionals; Iberian Mining Engineers Board; управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA); Все-Европейским комитетом по стандартам отчетности о запасах и ресурсах ТПИ (PERC); Чилийской горной комиссией (Commission Minera); Южно-Африканским комитетом SAMREC/SAMVAL; Горно-металлургическим и геологоразведочным Обществом США (SME); Австралийским комитетом JORC; Канадской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг (CSA); комитетом CRIRSCO и многими другими.
Этапы заверки данных
Аудит для публичной отчетности
Экспертиза ГКЗ
Посещение участка месторожденияПосещение месторождения обязательно
Посещения не проводится
Аудит сбора данных
Процедуры сбора данных проверяются на соответствие передовой отраслевой практике в соответствии с суждениями QP / СР
Процедуры сбора данных анализируются по отчету и проверятся на соответствие отраслевым методическим документам и требованиям
Сличение данных
Не менее 10% данных сличаются с первичными материалами
Выборочное сличение с первичными материалами
Результаты QA/QC
Проверка на соответствие первичной документации и аналитическим протоколам, аудиты пробоподготовки и аналитической лаборатории
100% проверка данных, представленных в отчете, если не выявлено расхождений с методическими документами или грубых ошибок
Проверка базы данных
Неотъемлемая часть аудита
Не регулируется
Российская система экспертизы ГКЗ исторически настроена на проверку данных, представленных в отчетах с подсчётом запасов, на соответствие отраслевым стандартам и руководствам, и не ставит под сомнение их надежность или полноту. Проводимая проверка правильности реализации методических инструкций представляет собой редакционный подход к анализу геологических данных. В противовес этому, геологический аудит выполненный по российскому «Кодексу НАЭН» в рамках публичной отчетности CRIRSCO представляет собой активный подход, так как направлен на выявление специфических проблем, связанных с особенностями конкретного месторождения и его геологией, и соответствующую корректировку применяемых инструкций.
Данные бурения и хорошо составленная, проверенная база данных являются первостепенным, фундаментальным активом компании и проекта. Независимо от необходимости подготовки публичного отчета с целью привлечения финансирования, любой компании необходим независимый аудит в соответствии с международными «Кодексом НАЭН», чтобы убедиться, что моделирование ресурсов месторождения основано на точных, правильных и надежных данных. Без качественных данных у компании не будет надежно обоснованных минеральных ресурсов или запасов руды, что приведет к неудовлетворительным результатам проекта на стадии отработки полезных ископаемых.
по углеводородному сырью - «Система управления углеводородными ресурсами» на основе международно-признанной PRMS
Научно-техническое общество нефтяников и газовиков имени академика И. М. Губкина - ведущая экспертно-технологическая ассоциация России в сфере недропользования углеводородного сырья. Данная общественная организация во взаимодействии с научно-техническим экспертным сообществом РГУ Нефти и газа им. Губкина и других профильных ВУЗов, а также АООН "НАЭН", выпустило редакцию национальной суверенной «Системы управления углеводородными ресурсами» на основе PRMS, отвечающую всем требованиям международных стандартов, отражающую объективный комплексный подход, начиная с зарождения системы учета, контроля, классификации и разработки месторождений углеводородов. Адаптация PRMS в национальную «Систему Управления Углеводородными Ресурсами», которая является наиболее распространенной в мире системой оценки запасов углеводородов, признанной общемировым стандартом геолого-экономической оценки запасов и ресурсов углеводородов, позволит обеспечить необходимым уровнем раскрытия информации все отечественные отраслевые компании и является необходимым языком для взаимопонимания по проектам со странами в т.ч. с неприсоединившимся к санкциям против РФ. В настоящее время ведется работа по дальнейшей интеграции СУУР/PRMS на территории РФ и международной арене.НТО НГ ведет деятельность на территории Российской Федерации с 1933 года, в том числе в сфере недропользования. К 1991 году Общество охватывало более одной тысячи коллективных членов - ведущих предприятий и организаций нефтегазовой отрасли и около 200 тысяч членов Общества, работавших в 46 краевых и областных отделениях Общества и в 13 республиканских организациях СССР. В настоящее время Межрегиональное НТО нефтяников и газовиков представлена региональными отделениями в городах Москва, Волгограде, Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Когалыме, Перми, Усинске, Оренбурге, Альметьевске, Иркутске охватывающими более 1000 членов Общества. Одним из основных направлений деятельности НТО НГ является проведение независимой общественной экспертизы. При проведении процедур по разработке геолого-экономического аудита при разведке и добыче углеводородов, эксперты данной общественной организации заместят собой экспертов развившейся на территории РФ за последнее время SPE (союз инженеров нефтяников) со штаб-квартирой в Техасе.
Иностранные геолого-экономические аудиторы в России сегодня
Веками западные страны внедряли рычаги управления финансовыми рынками. Для того, чтобы получить инвестиции, недропользователь должен подтвердить свои запасы - предоставить банку аудиторское заключение. На этом ключевом узле сидят американские компании - Gaffney, Cline & Associates, Sproule, Miller and Lents, Ltd., DeGolyer and MacNaughton, Ryder Scott, Netherland, Sewell & Associates Inc. (NSAI), Lloyd's Register (LR), Evolution Resources, Cawley, Gillespie & Associates Inc. (CG&A) и другие.Американские аудиторы обеспечивают доступ к американскому рынку капитала через управляемую ими систему и это логично. Но азиатские финансовые центры играют в мире всё большую роль, и совершенно непонятно, почему нигерийский недропользователь в работе с шанхайским банкиром не может обойтись без аудиторского заключения, подписанного американцами. А тем более недропользователь российский.
Сегодня многие американские компании de jure ушли с российского рынка, на самом же деле - зарегистрировав новые аудиторские компании с непохожим российским названием. Однако эти компании de facto все также поддерживают:
- зарубежные интересы и поддерживают зависимость российских компаний и России в целом;
- отчетность о проделанной работе и отправку ценных, а порой и секретных данных в виде отчетов своим головным иностранным компаниям;
- необходимость работы по иностранным стандартам, которые в тоже время находятся на том же международном уровне признания, что и российские стандарты;
- членство и значимость иностранных некоммерческих экспертных организациях, все также отрицая существование российских.
Потенциал российской геолого-экономической системы
Российская Федерация, обладая собственным международно-признанным механизмом верификации запасов (в виде Кодекса НАЭН, СУУР/PRMS и российских аудиторских компаний) в рамках собственного интереса и интереса компаний должна способствовать его развитию на своей территории. Термин "суверенный аудит" точно отражает суть вопроса: вопрос, касающийся обеспечения суверенного развития отраслей, вне контроля и давления со стороны иностранных государств, и шире - вопрос обеспечения сырьевого суверенитета государства.Смысл внедрения, поддержки и развития собственной российской системы суверенного аудита запасов заключается в том, чтобы освободить этот важный механизм аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран, для обеспечения нашей страны объективной и прозрачной оценкой, понятной каждому и предоставляющей доступ к международным рынкам капитала.
Банки являются посредниками. Для эффективности системы, в ней, в первую очередь, должны учитываться интересы покупателя. Стратегический покупатель российских ресурсов находится за рубежом. Созданная российская система геолого-экономического аудита обеспечит объективное международное признание запасов российских недропользователей, одновременно привлекая инвесторов со всего Мира прозрачностью и обоснованностью принимаемой оценки. Поэтому создание именно международной национальной системы было единственным правильным путем решения задачи, которую удалось успешно осуществить.
Вполне ожидаемо, что Россия будет первой страной, предпринявшей первые шаги к суверенитету в сфере аудита. Сделает она это не только потому, что существование в рамках прежней парадигмы более не является возможным, но и потому, что именно у РФ есть и крупнейшие запасы, компетенции в их изучении и учёте, огромное экспертное и научное сообщество, а также колоссальный опыт, существенно опережающий многие страны. Поддержка, развитие и дальнейшие внедрение российской системы геолого-экономического аудита будет стратегическим достижением в борьбе за суверенитет нашей страны в отношении запасов на российской территории. Опыт России в качестве примера заинтересует самые разные страны, в первую очередь страны ЕАЭС, а после и все международное сообщество.
Необходимость развития российской системы геолого-экономического аудита и его ежегодного проведения обусловлена:
- Получением достоверной информации о ресурсной базе и запасах полезных ископаемых компании
- Получением достоверной информации о количестве рентабельных запасов и их стоимостной оценкой на текущий период
- Поддержанием транспарентности между организациями и их акционерами
- Возможность прогнозирования количества запасов и их стоимости для принятия своевременных мер по корректировке технологий добычи для достижения целей рационального недропользования
- Оценкой экономики и эффективности технических и технологических решений на действующих и проектируемых объектах на основе комплексного изучения отдельных операций, технологических схем и т.п.
- Объективным и справедливым международным признанием запасов российских недропользователей
- Ростом капитализации организаций в связи с появившейся оценкой части имущества, располагающегося в недрах, признаваемой международными финансовыми институтами
- Сохранением режима необходимой секретности на части информации, добытой в процессе аудита на территории РФ
- Освобождением российской системы аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран, достижением суверенности
- Развитием и совершенствованием собственной системы геолого-экономического аудита, включающую в себя профильные ВУЗы, некоммерческие организации и ассоциации, аудиторские компании, экспертов/компетентных лиц, нормативную базу
- Повышением инвестиционной привлекательности компаний
- Снижением расходов недропользователей и государства за счет исключения дублирующих процедур и функций
- Получением в результате геолого-экономического аудита данных, служащих основой для разработки и корректировки энергетической стратегии России, а также долгосрочной программы поисков и разведки месторождений.
- Получением достоверной информации о количестве запасов и их стоимости в рамках всего государства на конкретный промежуток времени
- Возможностью создания единой информационной модели, с возможностью отслеживания в реальном времени капитализации компаний, добычу, запасы, и множество других характеристик, позволяющих используя ИИ: прогнозировать добычу в рамках текущих участков, построения прогноза на близлежащих территориях, прогнозировать изменения добычи и ее экономической целесообразности и рациональности использования недр моделируя различные технологии добычи.
- Возможностью прогнозирования текущей и будущей загруженности логистических цепочек поставки полезных ископаемых, а также определения наиболее подходящих мест для дальнейшего размещения перерабатывающих заводов, обогатительных фабрик и т.п.
Необходимые действия для развития системы аудита в сфере недропользования в России:
- С целью унификации требований по отчетности добывающих компаний, необходимо ввести систему отчетности по кодексу НАЭН (CRIRSCO) для твердых полезных ископаемых и СУУР (PRMS) для углеводородного сырья, которая обеспечит международно-принятые стандарты раскрытия информации. Для практического внедрения предлагаемой инициативы, будет достаточным внесение изменений в некоторые Положения Банка России.
- С целью выстраивания устойчивой системы геолого-экономического аудита запасов в России, в которой, в рамках импортозамещения, при выборе аудитора в первую очередь необходимо отдавать предпочтение российским аудиторским компаниям, работающим по российскому национальному суверенному международно-признанному Кодексу «НАЭН» для твердых полезных ископаемых и СУУР (PRMS) для углеводородного сырья.
- С целью развития российской суверенной системы геолого-экономического аудита необходимо поддерживать и развивать российские профильные некоммерческие организации в лице АООН «НАЭН» и НТО НГ им. Губкина, занимающихся как развитием и популяризацией российских стандартов (Кодекс НАЭН и СУУР), так и развитием российского научно-экспертного сообщества, исчисляемого тысячами экспертов по всей России.